×
A
A
A
Настройки

Очевидец Ходжалинской трагедии: Пленникам вырывали золотые зубы плоскогубцами

Баку, 22 февраля, АЗЕРТАДЖ

25 февраля 1992 года, в страшную ночь трагедии, около 22:30 повсюду раздавался страшный гул. Армяне при поддержке 366-го российского мотострелкового полка окружили Ходжалы со всех сторон и начали обстрел города из танков. Город был в огне. Бойцы азербайджанского батальона храбро сражались, но были вынуждены отступать перед превосходящими силами и современной техникой противника. Через какое-то время армяне вошли в город с бойцами российского полка. Наших шехидов и раненых было так много, что было невозможно сосчитать. В эти страшные минуты я старался действовать хладнокровно, чтобы оказать раненым первую помощь, и, возможно, несколько раненых выжили благодаря мне. Я стал свидетелем страданий людей, но как врач старался им помочь. Из-за этого, из-за того, что я любил народ больше жизни, я, попав в плен, подвергся пыткам, меня три дня держали в камере.
Об этом в эксклюзивном интервью АЗЕРТАДЖ рассказал житель Ходжалы, заслуженный врач Азербайджанской Республики, кавалер ордена «Азербайджан байрагы» Мамед Нагиев.
Делясь горькими воспоминаниями, Мамед Нагиев говорит: «Я ни на минуту не могу забыть об этой трагедии. В ночь с 25 на 26 февраля, около 4 часов утра, мы - около 150 человек - перешли ледяную реку Гаргар и пошли в сторону города. Казалось, Всевышний разгневался на нас. Холод резал, словно ножом, и многие, кто убежал босиком, обессилели и замерзли. Армянские палачи перекрыли в лесу все дороги, мучили людей и издевались над ними, стреляли без разбора в стариков, детей, беременных женщин, не обращая внимание на крики и стоны. Они хотели убить всех ходжалинцев до последнего человека».
«Те, кто выжил, дошли 27 февраля до села Дахраз, где мы встретили армян. Они начали стрелять, и мы сначала спрятались в ущелье неподалеку, а потом стали уходить в лес. В это время опять началась стрельба, ранили 10-летнего мальчика, который шел впереди меня с матерью. Когда я подползал к ребенку, чтобы перевязать ему рану, пуля пробила поля моей шляпы. Но я все же дополз до ребенка и перевязал его», - продолжает Мамед Нагиев.
Свидетель геноцида говорит, что уже в плену смог остановить кровотечение у семерых человек, получивших тяжелые ранения. Он рассказывает: «После того, как мы попали в плен, армяне собрали нас в большой комнате и забрали у нас деньги, золото и все ценные вещи. А у тех, у кого были золотые зубы, они вырывали их обычными плоскогубцами, подвергая чудовищным страданиям! Примерно через час в комнату ворвались пять или шесть армян, они были как сумасшедшие, сказали, что наши убили одного из них. В отместку они расстреляли 13 пленных азербайджанцев, а мальчику Ахмеду отрезали голову и стали играть ею, как футбольным мячом… Разве это люди?!
Потом нас стали бить, пинать ногами, меня ударили прикладом автомата и грозились отрезать голову. Я объяснял им, что я врач, но они снова начали бить меня и примерно через 20 минут вывели на улицу. Один армянин, выхватив большой нож, схватил меня, чтобы отрезать мне голову. В этот момент подъехала машина, из нее вышли двое мужчин в гражданской одежде, которые что-то сказали, и тогда меня подняли и занесли обратно. Позже мы узнали, что эти два человека были представителями Международного Комитета Красного Креста. Благодаря им я остался жив. После невыносимых, невыразимых мучений в течение дней, которые показались вечностью, нас наконец обменяли, и мы вырвались из плена».
Очевидец геноцида азербайджанцев, доктор Мамед Нагиев многое сделал для своей страны, отдавая себя служению народу и в рядах Национальной армии, и во время Ходжалинской трагедии, и даже находясь в армянском плену. В самые трудные дни армянской агрессии он спас жизни более 100 раненых азербайджанцев. Долгие годы он работал главврачом Ходжалинской районной центральной больницы, где честно исполнял свой долг врача и руководителя. За свои заслуги Мамед Нагиев был награжден орденом «Азербайджан байрагы» и удостоен звания «Заслуженный врач Азербайджанской Республики».

Xocalı faciəsi 2023-02-22 21:00:00