Бабушка шехида: Придет день, и тоске по Западному Азербайджану также придет конец
Гянджа, 14 октября, Вюсаля Джаннетова, АЗЕРТАДЖ
Шорджа – одно из древних сел Гёйчинского махала Западного Азербайджана. Живительный край на берегу озера Гёйча оставил самые прекрасные воспоминания в памяти каждого жившего там западного азербайджанца. Конечно, в памяти людей, разлученных с родным краем, запечатлена и боль потерь, произошедших в результате военно-политической агрессии армян. Одна из азербайджанок, которая родилась и выросла в селе Шорджа Чемберекского района, - Зейнаб Байрамова. 75-летняя бабушка Зейнаб рассказала региональному корреспонденту АЗЕРТАДЖ о годах своей жизни на родной земле, поделилась добрыми и горькими воспоминаниями.
Она родилась в семье тружеников, в которой было 12 детей. «Мой отец был пастухом, мать - дояркой. Нас воспитывали добросовестным трудом, мы жили в дружной семье. До сих пор помню вкус хлеба, испеченного моей мамой в тендире, и еды, которую она готовила на костре. Наше село было живительным местом. Озеро Гёйча зимой замерзало, а летом поражало своим синим цветом. Мы часами любовались красотой озера и не могли налюбоваться видом. Горы, зелень, свежий воздух, чистая вода излечивали как душу, так и тело. Мы, можно сказать, не болели», - вспоминает бабушка Зейнаб.
От деда она слышала, что до середины XIX века в селе жили только азербайджанцы. Позже здесь поселились сосланные из России русские (молокане). В 1919 году армянские бандиты, напав на село, убили нескольких азербайджанцев, выгнали оставшихся в живых и разграбили их имущество. Позже бежавшее население села вернулось в родной край. До 1988 года в Шордже, где проживали преимущественно азербайджанцы, насчитывалось всего 20 русских и 3 армянские семьи. В селе с колхозом и совхозом население занималось в основном земледелием, животноводством, пчеловодством, садоводством, рыболовством.
«У нас в крови теплота, доброта, радоваться счастливым дням и грустить в ненастные дни. Мы были бы добры и к чужой нации, делились тем, что имели. Мы очень хорошо отмечали наши свадьбы и национальные праздники. Мы соблюдали все обычаи Новруза: зажигали факелы, накрывали столы, убирали дом. Мы мыли ковры и одежду в озере. Вечером поднимался горный ветер, тогда мы возвращались домой и приносили с собой воду», - рассказывает о тех днях моя собеседница. Хотя бабушка Зейнаб вышла замуж и уехала из села, каждое лето она проводила вместе с семьей в родном селе, в отчем доме: «Моя мама всегда говорила, что дом без гостей неблагополучен. У нас был двухэтажный дом, бывало в один день в отчем доме собиралось по 20-30 человек. Шорджа осталось в памяти и моих пятерых детей. В нашем селе были останки старинной крепости. Мой отец говорил, что когда-то здесь поселились Кёроглу и его храбрецы. Албанская церковь XVII века стояла на месте древнего огузского кладбища. Я тоже водила туда детей. Они до сих пор с тоской вспоминают о тех местах, о красоте озера Гёйча, лесах и горах».
Зимой 1988 года проживавшие в селе азербайджанцы до последнего за несколько дней были изгнаны армянскими бандитами. До этого давление на азербайджанцев также было невыносимым. «Армян, пытавшихся убить азербайджанцев, никто не арестовывал, говорили «кому на кого вы жалуетесь?». В итоге армяне заявили населению, что если вы не уйдете отсюда, мы вас убьем в одночасье. Мужчины по ночам по очереди защищали женщин и детей в селе. В соседнем селе армяне устроили аварию машины, полную азербайджанцами, и убили их. Мы знали людей, которых забили до смерти в своих домах. Наши же убежали в холоде в мучениях и кое-как смогли спастись. Мы оставили там наши родные места, наш искренний смех, наш дом, а главное, могилы отца, сестры и брата...», - со скорбью говорит бабушка Зейнаб.
Горькие дни в судьбе 75-летней Зейнаб Байрамовой на этом не закончились. Последующие испытания стали результатом армянской хитрости и агрессии. «Мой муж, прослуживший на военной службе более 45 лет, мой сын с военным образованием были участниками Первой Карабахской войны. Мы испытали боль тех дней. Мой внук – лейтенант Азербайджанской армии Кянан Сулейманлы погиб во время 44-дневной Отечественной войны. Вершины шехидства он достиг в боях за Ходжавендский район. Это ранит мое сердце, но одновременно переполняет его гордостью. Под руководством победоносного Верховного главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, благодаря таким храбрым сыновьям, как Кянан, мы освободили наши земли, которые годами находились под оккупацией. Нет сомнений, что наступит день и тоске по Западному Азербайджану, которая сжигает наши сердца, придет конец», - сказала бабушка Зейнаб.
В Ханкенди по случаю Дня Победы состоялись праздничный концерт и фейерверк ВИДЕО
День Победы с большим воодушевлением отмечен в Карабахском регионе
Фейерверк по случаю Дня Победы состоялся в Физули ВИДЕО