Претензии Ирана в отношении Зангезурского коридора носят политико-экономический характер КОММЕНТАРИЙ
Баку, 16 сентября, Н.Мамедова, АЗЕРТАДЖ
Претензии Ирана в отношении Зангезурского коридора носят политико-экономический характер.
Таким мнением с АЗЕРТАДЖ поделился военно-политический аналитик, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник института философии НАН Беларуси Александр Тиханский.
«Иран – член БРИКС и ШОС, что немаловажно, в том числе в сложившейся ситуации по Зангезурскому коридору. Необходимо иметь в виду, что именно в спорах Армении и Азербайджана насчет Зангезурского коридора – транспортного маршрута, призванного обеспечить сухопутную связь между основной азербайджанской территорией и Нахчываном, – проявился иранский фактор. Причем Тегеран «предпринял дипломатические шаги», чтобы донести свое категорическое неприятие проекта и до Москвы, которая вместе с Баку его активно поддерживает. Считается, что в Тегеране опасаются потерять связь со своей союзницей – Арменией, так как коридор, который должен быть проложен по ее территории, предполагает экстерриториальный контроль. Но есть и другие мнения: претензии Ирана носят исключительно экономический характер – да нет, конечно, – мол, Тегеран хочет проложить коридор вдоль своего берега реки Араз, по своей территории», - отметил собеседник агентства.
Говоря о том, что Азербайджан отказался от вопроса прокладки Зангезурского коридора, обосновав это желанием «сделать прорыв в переговорах по заключению мира с Ереваном», А.Тиханский сказал, что теперь реализация «коридора» по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Армения – Турция, о которой так мечтали США, поставлена под большой вопрос.
В этой связи он напомнил слова Президента Азербайджана Ильхама Алиева, который заявил, что аналогичный этому проект Баку будет прорабатывать с Тегераном. По мнению аналитика, Азербайджан сделал ставку на региональных партнеров, в первую очередь, лишив США возможности влиять на переговорный процесс с Арменией, а во вторую очередь – заблокировав Еревану доступ к еще не существующему «коридору».
«Давайте внимательно посмотрим на якобы дипломатический демарш Ирана. Речь идет о том, что 2 сентября МИД Исламской Республики Иран вызвал на встречу посла РФ Алексея Дедова. «В ходе встречи иранский чиновник (глава управления МИД Ирана по делам Евразии Моджтаба Демирчилу) поделился своим взглядом на текущие события на Кавказе. Он также подчеркнул позицию Ирана в поддержку восстановления мира и стабильности в регионе и содействия сотрудничеству между странами региона, добавив, что Тегеран против любых изменений международно признанных границ и геополитических изменений в регионе», - так рассказали позднее свою версию в МИД Ирана. И где здесь намеки на недовольство позицией Москвы в этом заявлении? А вот западные и иранские СМИ, включая британскую The Guardian и иранское агентство «Тасним», подали встречу в МИД Ирана как однозначное подтверждение похолодания в отношениях Москвы и Тегерана из-за Зангезурского коридора», - обратил внимание эксперт.
По его словам, почти сразу после подписания трехстороннего заявления 2020 года армянская сторона стала делать упор на то, что в этом документе нет слов «Зангезурский коридор»: «Это обстоятельство в Ереване сочли достаточным основанием для того, чтобы уйти от договоренности проложить транспортный маршрут между основной частью Азербайджана через Сюник под контролем «органов Пограничной службы ФСБ России» (как это прописано в заявлении). Этот же пункт о внешнем контроле вызывает недовольство и у части иранских политических и экономических элит. Между тем на официальном уровне явное недовольство проектом Зангезурского коридора Иран выразил лишь однажды – в июле на встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном духовный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что коридор «не отвечает интересам Армении». Да и остальные заявления куда более обтекаемы и сдержанны, чем это провозглашается в СМИ. Так, 9 сентября представитель МИД Ирана Насер Канаани уточнил: Тегеран поддерживает восстановление транспортных путей в регионе при условии уважения территориальной целостности всех стран Южного Кавказа. Дипломат подчеркнул: иранская сторона стремится к поддержанию устойчивого мира на Южном Кавказе в рамках своей политики добрососедства и выступает за использование формата «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия + Россия, Турция, Иран) в качестве единого механизма для регионального взаимодействия между странами региона и их соседями».
Также А.Тиханский напомнил комментарий на эту тему главы МИД Ирана Аббаса Арагчи, который подчеркнул: «Любая угроза территориальной целостности наших соседей с севера, юга, востока или запада либо пересмотр границ абсолютно неприемлемы и являются красной чертой для Ирана». Ни министр, ни его заместители не делали сколько-нибудь резких заявлений в адрес РФ, констатировал аналитик.
«На сегодняшний день можно все же говорить достаточно уверенно о том, что претензии Ирана к коридору носят политико-экономический характер – Тегеран хочет создать свой собственный коридор и боится усиления Турции в регионе. Причем надо иметь в виду и множество противоречий между Ираном и РФ, в том числе и по тому, что происходит на Южном Кавказе. Иран всегда очень болезненно относится к наращиванию иностранного присутствия в этом регионе. Открытие «Зангезурского коридора» означает, что Турция напрямую получает выход в Азербайджан и Центральную Азию, что увеличивает присутствие Турции в регионе. Тот факт, что Россия этому способствует, вызывает непонимание в Тегеране. Иранские чиновники скупы на комментарии и часто прибегают к практике использования информационных агентств, связанных с государством: делаются такие заявления с жесткими формулировками, но ответственности за них никто конкретно не несет. Агентство может писать что угодно, формально это не официальное лицо», - считает эксперт.
По мнению А.Тиханского, МИД РФ продолжит настойчиво требовать Зангезурского коридора для турко-азербайджанского альянса, а Тегеран будет выступать против этого проекта.
«Таким образом, Иран, маневрируя между различными геополитическими игроками, и даже играя по правилам Запада, пытающегося не допустить единоличного контроля Зангезурского коридора РФ, стремится укрепить свое влияние. Я думаю, что иранский президент Масуд Пезешкиан может скоро лично прояснить позицию руководства РФ. Подтверждено, что он приедет на октябрьский саммит БРИКС в Казань. Как заявил посол Ирана в России Казем Джалили, в рамках этого мероприятия планируются и переговоры Пезешкиана с Путиным. Ждем октября», - заключил аналитик.
Состоялись политические консультации между Азербайджаном и Испанией
В шведской и датской газетах опубликованы статьи посла Азербайджана об инициативах на COP29
Сахиба Гафарова встретилась с председателем Сената парламента Казахстана