Российский эксперт: Цель визита Шойгу в Баку – поддержать своего главного союзника на Южном Кавказе КОММЕНТАРИЙ
Баку, 8 августа, Л.Мурадзаде, АЗЕРТАДЖ
Цель визита секретаря Совета безопасности Российской Федерации Сергея Шойгу в Баку проездом из Тегерана в Москву понятна – поддержать своего главного союзника в регионе Южного Кавказа в непростой геополитической ситуации, складывающейся у его границ, и дать ему понять, что он всегда может рассчитывать на помощь северного соседа.
Об этом АЗЕРТАДЖ сказал российский военный эксперт, историк-кавказовед, почетный доктор Института истории имени А.А.Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана, кандидат исторических наук Олег Кузнецов, комментируя визит в Азербайджан секретаря Совета безопасности Российской Федерации Сергея Шойгу и его встречу с Президентом Ильхамом Алиевым.
По словам эксперта, за последние два десятилетия все серьезные, принципиальные и ответственные вопросы в отношениях между Россией и Азербайджаном решались и решаются исключительно на высшем уровне – в диалоге президентов Путина и Алиева, между которыми нет и не может быть какого бы то ни было недопонимания или недоверия. «Следовательно, прозвучавшие заявления должны в очередной раз подтвердить тот наивысший уровень сотрудничества, партнерства и кооперации, которые есть между Москвой и Баку, что и было успешно сделано. А все слова по сути российско-азербайджанских отношений были сказаны давно и в ином составе», - отметил собеседник агентства.
Коснувшись визита секретаря Совета безопасности России в Иран, Кузнецов сказал, что Сергей Шойгу в его нынешней служебной ипостаси – фигура сугубо политическая, лишенная возможности принимать самостоятельно какие-либо практические решения.
«Исходя из такого понимания его нынешнего функционала в системе российской государственной власти следует оценивать цели и результаты визитов Шойгу в Тегеран и Баку. Единственной реальной целью поездки секретаря Совбеза РФ в Иран может быть понимание на месте и оценка серьезности намерений военно-политического руководства ИРИ нанести «удар возмездия» за гибель в Тегеране главы политбюро палестинского движения ХАМАС Исмаила Хании», - предположил историк, добавив, что возможность такого удара сегодня является темой номер 1 в мире, затмевая собой даже ситуацию в вооруженном конфликте в Украине.
Кузнецов отметил важность понимания того, что сегодня Россия, Азербайджан и Иран находятся в очень серьезной экономической связке в рамках реализации проекта Международного транспортного коридора «Север – Юг», в котором каждая из стран видит свой профит и свою маржу. «Это значит, что, несмотря на все внешнеполитические турбулентности, гуляющие по региону, у них есть собственные макроэкономические интересы. Проще говоря, коммерческая выгода, о получении которой никто не должен забывать, несмотря на все военно-политические пертурбации. Вот почему накануне визита в Тегеран Сергея Шойгу российский Президент выходил на прямую связь с высшим руководством Ирана и просил его воздержаться от крайних форм реагирования на гибель Исмаила Хании. В этом смысле экономический подтекст заявлений Сергея Шойгу, сделанных им в Баку по поручению российских властей, вполне прозрачен и понятен: что бы ни происходило в регионе в политическим и идеологическом противостоянии, коллективный бизнес МТК «Север – Юг» не должен страдать. Президент Ильхам Алиев полностью согласился с этой позицией посланца Кремля, так как она на сто процентов соответствует национальным интересам Азербайджана в условиях региональной военно-политической турбулентности», - подчеркнул эксперт.
Собеседник агентства считает, что визит Шойгу в Иран не способен серьезно повлиять на позицию Тегерана в его очередном витке конфронтации с Израилем. «Существующий почти 40 лет кризис в отношениях между этими странами носит системный и многовекторный характер, а поэтому воздействие на один вектор его сути не изменит. Но всегда есть шанс быть услышанным, особенно если тебя хотят услышать. Кремль этим шансом воспользовался в полной мере. По его поведению в отношении Ирана ни у кого в мире в складывающейся ситуации претензий быть не должно, – свои пожелания он артикулировал внятно и громко», - заключил Кузнецов.