×
A
A
A
Настройки

Микаэль Силкеберг: В толерантном Азербайджане мне открылся совершенно иной мир, где я почувствовал себя как дома – ИНТЕРВЬЮ

Стокгольм, 29 апреля, Наргиз Джафарли, АЗЕРТАДЖ

Многовековая история, высокоразвитая культура, бесценное наследие Азербайджана захватывает умы и сердца как самих азербайджанцев, так и иностранных ученных, специалистов в различных областях науки и культуры. Точно так же колоритный Азербайджан привлек внимание признанного шведского фотографа и режиссера Микаэля Силкеберга, чье творчество охватывает широкий спектр фотографий из фильмов и театральных постановок, портретов художников, пейзажей, коммерческих и королевских заказов, часть из которых в разное время выставлялась в Стокгольме и Париже.
Путешествуя по многочисленным странам мира, Микаэль создал впечатляющие работы. Но именно Страна огней запала в сердце фотографа раз и навсегда и привела к созданию фильмов «Легенда о харыбюльбюле» и «Код Одина».
В интервью АЗЕРТАДЖ Микаэль Силкеберг рассказал о проделанной работе и предстоящих проектах.
- Микаэль, откуда у вас появился интерес к Азербайджану?
- В 2021 году в Стамбуле, во время одной из поездок для представителей СМИ, я повстречал отца моего друга – журналиста Рагима Сарыбейли, проживающего в Стокгольме, который предложил мне сопроводить его в Азербайджан. Вообще меня всегда интересовала история восточных стран, где проходил Шелковый путь и посредством торговли происходил обмен культурами, и я с радостью согласился. Оказавшись в Азербайджане, я был восхищен. В толерантном Азербайджане я увидел смесь религий, культур. Меня тронули отзывчивые, гостеприимные люди, я почувствовал их невероятную доброту, такого я не испытывал нигде в мире. Я вырос в Дании, и для меня это было как вернуться домой. На меня также произвела впечатление сама страна: здесь Европа встречается с Азией. На такой маленькой территории можно увидеть много интересного, как древнее, так и современное. В Азербайджане мне открылся совершенно иной мир.
К тому времени уже стало возможным посетить Шушу, и, оказавшись там, я также был впечатлен. Мне захотелось побольше узнать о выдающихся людях культурной столицы Азербайджана. Начав изучать творчество Натаван, Вагифа, я пришел в восторг. Я также был очарован газелями как формой поэзии.
Я восторгаюсь азербайджанским народом в его стремлении восстановить Карабах после страшной разрухи. У этого народа есть вера в будущее, оптимизм. Есть понимание, что люди, которые в свое время были вынуждены покинуть свои дома, должны вернуться.
- Итак, это была ваша первая поездка в Азербайджан. Восхищенный увиденным, что вы решили для себя?
- Для меня, как фотографа, было важно задокументировать процесс восстановления Карабаха. И я это сделал. Позже я организовал выставку в Старом городе Стокгольма, которая была приурочена к годовщине трагедии в Ходжалы. Для меня было также важно донести всю боль этой трагедии до шведов, которым очень трудно понять, как такое большое количество людей может лишиться крова за короткое время.
Будучи в Шуше, я задумался: почему все истории, услышанные тут, так мне знакомы? Я вырос в Дании, и знаю, что Ганс Христиан Андерсен часто использовал в своих сказках образы розы, соловья. При помощи этих персонажей и символов в сказаниях выражаются трагические чувства героев. А цветок харыбюльбюль, символ Карабаха, очень схож с этими образами. В результате я снял фильм под названием «Легенда о харыбюльбюле», повествующий о мугаме и выдающихся личностях Шуши. Это был мой первый фильм, и он был показан в 50 посольствах Азербайджана.
В фильме также рассказывается о моей поездке в незнакомую мне страну. Я чувствую себя чужаком повсюду. Когда я жил в Дании, я был шведом, я не был одним из них. Когда переехал в Швецию, я также не был одним из них, потому что я был датчанином. Я почувствовал себя своим, находясь в Азербайджане. Я испытал связь с этой страной.

- Вы сняли еще один фильм об Азербайджане, «Код Одина», который будет показан в университете АДА 30 апреля. Расскажите об идее создания фильма.
- Мой второй фильм «Код Одина» повествует о связи между Скандинавией, Центральной Азией и Азербайджаном, о наблюдениях, сделанных Туром Хейердалом. Я разговаривал со многими исследователями как в Швеции, Норвегии, Дании, так и в Азербайджане и заметил, что существует невероятный пробел в знаниях. В Грипсхольмском замке есть рунические мемориальные камни, на которых высечен текст, гласящий о катастрофе в Каспийском море. Но исследователи говорят только о торговцах, держащих путь на Запад, мало кто говорит о пути на Восток. Есть явные связи, но никто этого видеть не хочет. Ученые Уппсальского университета, изучающие петроглифы, сосредоточены только на торговле с Англией, где были залежи олова, хотя эти же залежи имелись и в Казахстане. Создается впечатление, что ученые сопротивляются установлению связи с Востоком. Тесные связи можно увидеть между символами, захоронениями, петроглифами, наскальными рисунками в Гобустане и в Скандинавии.
В шведских учебниках можно найти обширный материал об истории 500-летней давности, но мало информации о событиях и процессах, которые происходили 2000–3000 лет тому назад, когда народ Одина эмигрировал в Скандинавию из Азербайджана. Это становится ясным, когда оказываешься в Азербайджане и встречаешь в Габале исповедующий христианство удинский народ. Становится очевидным, что миграция дала нам культуру и религию. В этом и заключается код Одина. Пробелы в знаниях истории можно заполнить, посетив Азербайджан.
Меня впечатляет, насколько азербайджанцы образованы и насколько глубокими знаниями они обладают. Я был приятно удивлен, узнав, что там проводятся лекции об Астрид Линдгрен, Гансе Христиане Андерсене, там хорошо знают о режиссерах Лукасе Мудиссоне и Рое Андерссоне, много знают о шведской культуре. Тогда я действительно чувствую себя как дома. А молодое поколение усердно учится, и никто их не заставляет, они сами нацелены на то, чтобы получить хорошее образование.
Я рад, что «Код Одина» будет показан в университете.
- Есть ли в планах новые проекты?
- После показа фильма в университете АДА я отправлюсь в Нахчыван на съемки нового фильма, где есть много интересных мест. Планирую начать фильм с мифа о Ноевом ковчеге, а также рассказать о тюрко-монгольском завоевателе Тамерлане. Рабочее название фильма – «По следам Ноя». Первые мои кинокартины снимались в Швеции, Норвегии, Дании и Азербайджане, съемки же этого фильма будут проходить только в Нахчыване, и, по всей вероятности, он будет отснят к сентябрю. Премьера планируется здесь, в Стокгольме.
- Заметно, что Азербайджан запал вам в душу. Задумывались ли вы когда-нибудь переехать туда?
- Да, я действительно хотел бы жить там. Но думаю, что если я перееду, то все будет казаться повседневным. В этом проблема шведов. Они не понимают, в каком раю живут. Да, Швеция – далекая северная страна с холодными и скучными сезонами, но здесь очень интересная культура и есть очень много интересных мест. Но мы воспринимаем это как должное. Последняя дикая природа в мире находится в Лапландии, но мы едем в Канаду и на Аляску. Я думаю, тот же эффект может быть, если я перееду в Азербайджан. Отсюда я могу сделать гораздо больше.

Культура 2024-04-29 14:14:00