×
A
A
A
Настройки

Кёкенхоф – королевство цветов, или тайна желтого тюльпана

Баку, 20 апреля, Анара Ахундова, АЗЕРТАДЖ

По легенде, один колдун спрятал счастье на дне желтого тюльпана. И люди стали несчастными, потому что цветок никак не раскрывался. Как только они не пытались добыть счастье! Тюльпан поливали вином и водой из горных родников, самые красивые и сладкоголосые женщины пели ему песни, мудрецы ломали над ним головы. Но лепестки оставались плотно сомкнутыми. И люди уже решили, что счастье так никогда и не вернется к ним…
Каждый год в период с 20 марта по 20 мая тысячи желтых тюльпанов раскрываются в голландском парке цветов Кёкенхофе. И посмотреть на них съезжаются сотни тысяч людей со всего мира. Разумеется, в парке растут не только желтые тюльпаны.

Кёкенхоф (что в переводе означает «кухонный двор») – королевский парк цветов площадью в 32 гектара, расположенный в небольшом городке Лиссе. Раньше эта территория была густо покрыта лесами и служила охотничьими угодьями. Идея создания парка появилась у производителей и экспортеров цветов в 1940-х годах. В 1949-м году Кёкенхоф был открыт для посетителей – в этом году парк отмечает 75-летний юбилей. Ежегодно в него стекается порядка миллиона посетителей, что приносит доход в несколько миллионов евро всего за пару месяцев (в 2019 году эта цифра достигла 25 миллионов евро).
Мы с моей голландской подругой Хэлен отправляемся в Кёкенхоф из города Лейдена с утра пораньше. Доехать можно автобусом – в сезон тюльпанов от вокзала Лейдена ходят специальные рейсовые автобусы. Но мы решаем ехать на велосипеде. Вернее – педали крутит Хэлен, а я сижу на багажнике позади нее. И хотя парк цветов находится неподалеку от Лейдена – для велосипедиста это приличное расстояние. Но Хэлен, как и все голландцы, что называется, «родилась на велосипеде». Голландские дети в прямом смысле этого слова вынашиваются на велосипедах, потому что их мамы не сходят со своего транспортного средства даже находясь «в ожидании». Новорожденные малыши практически сразу усаживаются на велосипед родителей – на специальное детское сидение, прикрепленное к рулю. А когда становятся постарше – получают свой велосипед, на котором могут ездить рядом с родителями. Так и моя Хэлен спокойно едет в парк цветов по дороге длинной в 20 километров с «грузом» на багажнике. Лейден – очаровательный городок. Он славится своим знаменитым университетом, старейшим в Нидерландах. Кстати, именно в Ботаническом саду при Лейденском университете и был выращен первый тюльпан. Но об этом чуть позже.

Город с его мощеными улочками, уютными кафе, старинными домами, церквями, каналами и мостами, остается позади. Мы едем по пригороду – здесь тихо и спокойно, кажется, что ты попал на открытку с пасторальным пейзажем. Сейчас отличное время – на дворе апрель, уже потеплело, на деревьях поют птицы, сады цветут. Голландцы очень много времени и сил тратят на обустройство своих домов и с удовольствием работают в садах: они сажают цветы, устраивают пруды и повсюду ставят садовых гномов, которых они обожают. И чем ближе мы подъезжаем к Лиссе, тем пышнее становятся сады местных жителей. И, конечно же, в каждом саду покачиваются от легкого весеннего ветра разноцветные «тюрбанчики». Будто бы дорога подготавливает тебя к тому, что ты вскоре увидишь в парке, чтобы ты не лишился чувств от такого обилия цветов.
В Кёкенхофе представлено около 7 миллионов луковичных: здесь растут не только тюльпаны, но и гиацинты, крокусы, нарциссы и другие цветы. Но тюльпаны все же лидируют – их около 4,5 миллионов 100 различных разновидностей. Так что тюльпан можно смело назвать «королем» королевского парка, с которым ассоциируют и сам Кёкенхоф, и даже саму Голландию, которую нередко называют «тюльпановой страной». И мало кто знает, что экзотический цветок в Нидерландах иммигрант. И что приехал он сюда из Турции. Отсюда, кстати, и его название, которое успешно закрепилось в европейских языках и восходит к заимствованному из турецкого языка слову «тюрбан», точнее — к османско-персидскому tülbend — названию ткани, используемой в тюрбанах.

Мы доезжаем до Кёкенхофа. Хэлен оставляет велосипед на парковке, и мы направляемся ко входу. Народу столько, что приходится стоять в очереди перед воротами. Это похоже на вавилонское столпотворение – редко когда можно увидеть столько представителей разных национальностей и услышать столько языков в относительно небольшом пространстве. Кажется, что весь мир собрался здесь! Эти люди приехали из разных точек планеты, чтобы… посмотреть на цветы. И это удивительно. И это – прекрасно. До мурашек.
Таким же разнообразием поражают и сами цветы – попадая в парк, ты будто оказываешься внутри калейдоскопа. Цветы не просто растут в клумбах, они собраны в разные композиции. Пожалуй, одна из самых известных – «цветочная река», состоящая из синих гиацинтов с нарциссами и красными тюльпанами по краям.

В Кёкенхофе есть и настоящие водоемы, не только цветочные – в парке большое количество озер, прудов, водопадов, ручьев, каналов, по которым можно прогуляться на лодках. Есть здесь и лабиринт, состоящий из живой изгороди, который мы с Хэлен прошли, героически выведя за собой целую группу китайских туристов. Впрочем, дорожки лабиринта оказались не такими запутанными и не такими уж длинными. В отличие от дорожек парка.
Общая длина всех пешеходных дорожек, вдоль которых расположены скульптуры нидерландских и зарубежных мастеров, составляет около 15 километров. В Кёкенхофе имеются крытые оранжереи и павильоны, ферма домашних животных, детский развлекательный комплекс, рестораны и кафе. Особый интерес представляет расположенная в парке классическая ветряная мельница, в которую любой желающий может заглянуть и увидеть, как она устроена изнутри. Интересно то, что мельница эта родом из города Гронингена. В Кёкенхоф она, в качестве подарка, переехала в 1957 году. Точно так же, как когда-то «переехал» в Нидерланды первый тюльпан.

Обычно появление тюльпанов в Голландии связывают с именем Ожье де Бусбека, голландского ученого и писателя. Де Бусбек был послом в Османской империи, где и встретил удивительные цветы. Очарованный ученый решил послать несколько луковиц своему знакомому – профессору Карлу Клузиусу, который в то время работал директором уже упомянутого Ботанического сада в городе Лейдене. Так первые тюльпаны и попали в Голландию, где быстро завоевали любовь народа. Любовь, которая вскоре переросла в настоящую манию. Тюльпаноманию.
Невероятный ажиотаж, связанный с торговлей тюльпанами, пришелся на 30-е годы XVII века. Люди продавали половину своего имущества, чтобы покупать луковицы – или расписки на них, которые потом перепродавали втридорога.

Можно сказать, что в какой-то момент тюльпаны стали национальной валютой страны. Особым спросом пользовались цветы с разноцветными полосками на лепестках. Как оказалось, причиной необычной окраски была пестролепестность – заболевание, которому часто подвержены тюльпаны и лилии. Это похоже на какую-то шутку судьбы! Но история «тюльпановой пирамиды» вовсе не вызывает смех. Инвестиционное безумие, породившее огромное количество спекулянтов, достигло своего пика – страна разорялась. На Ботанический сад в Лейдене неоднократно совершали набеги... В конце концов в дело вмешалось голландское правительство, которое запретило сделки по луковицам тюльпанов. Цветочный пузырь лопнул, оставив тысячи людей банкротами.

Однако любовь голландцев к тюльпанам сохранилась. А учитывая тот ажиотаж, который творится в Кёкенхофе весной каждого года, можно сказать, что в какой-то мере тюльпаномания никуда не делась.
Причем, судя по тому, что в парке цветов гуляют в основном туристы, складывается ощущение, будто она передалась всему миру. Кстати, Кёкенхоф не единственное королевство цветов – парки, поля, ярмарки и фестивали тюльпанов существуют в Канаде, США, Австралии, Японии, Шотландии и, конечно же, на родине этих удивительных цветов – в Турции. Но королевский парк, он же «кухонный двор», все же остается самым популярным из всех своих собратьев. Кроме того, Нидерланды – крупнейший в мире экспортер тюльпанов. Ежегодно эта маленькая страна поставляет в разные точки мира около трех миллионов цветов. Помимо этого, каждую весну в Голландии проходит цветочный парад – поистине впечатляющее зрелище.

Но для меня самым впечатляющим в Кёкенхофе стали не цветы, как это ни удивительно. Мы с Хэлен отдыхали на лавочке и ели голландские вафли, когда мимо нас на каталке-носилке провезли старика. Его сопровождали два санитара. Старик смотрел по сторонам каким-то отрешенным взглядом, а потом вдруг вдохнул всей грудью и улыбнулся.
Я вопросительно посмотрела на Хэлен.
«Возможно, он умирает, – ответила Хэлен. – И это его последнее желание – приехать сюда». «Наверное, у него с этим парком связаны какие-то очень дорогие воспоминания…» – сказала я, провожая каталку-носилку взглядом. «Может быть, – ответила Хэлен. – А может быть он никогда и не был здесь. И вот, наконец, решил побывать».
«Как? – удивилась я. – Но он же явно голландец!»
«А что ты думаешь, мы, голландцы, часто сюда ходим? – рассмеялась Хэлен. – Вот я, например, здесь второй или третий раз от силы. А до этого была только в детстве».
«Но это же Кёкенхоф! – воскликнула я. – Люди со всего мира едут сюда, тратят столько денег! А вы здесь живете рядом…»
«Какая самая знаменитая достопримечательность в Азербайджане?» – вдруг спросила меня Хэлен. «Девичья башня», – ответила я, не раздумывая. «И часто ты там бывала?» – подмигнула мне Хэлен. «Только в детстве… Раза два от силы…» – ответила я растерянно.
Старик приподнял руку и указал санитарам, куда сворачивать. Каталка-носилка скрылась из виду. Мы с Хэлен доели вафли и направились к выходу.

По дороге до Лейдена я все думала о том старике. Я и сейчас часто вспоминаю его...
Мы ехали вдоль цветочных полей и маленьких фермочек. Ну как ехали. Хэлен крутила педали, а я сидела на багажнике позади нее. Периодически я видела корзины с букетами тюльпанов, которые стояли у заборов домов. Это были цветы на продажу. Только продавцов возле них не было. А просто рядом с корзинами стояли коробки для денег, на которых был ценник. Подходи, клади деньги в коробку, бери букет.
С некоторых полей уже полностью собрали урожай цветов. И они, раздетые, выглядели как заплатки на одеяле. И вдруг я заметила на зеленом фоне яркое желтое пятнышко – это был тюльпан, оставшийся на самом краю поля после сборки. Одинокий, всеми забытый, он грустно свесил свою головушку к велосипедной дорожке, по которой мы ехали.
«Стой! – крикнула я Хэлен. – Остановись!»

Испуганная Хэлен резко нажала на тормоза, от чего я чуть не слетела с багажника.
«Что случилось?» – спросила она.
«Там тюльпан! – сказала я. – Последний тюльпан! Давай заберем его!»
Я подбежала к цветку, который как солнышко кивал мне со своего зеленого неба, и осторожно обхватила стебелек. Сорвать его оказалось не так-то просто, как я думала: потянув изо всех сил, я вывалилась вместе с тюльпаном на дорогу, по которой в это время ехала машина. Машина резко вильнула вправо, объезжая меня и, сердито посигналив, умчалась прочь.
«Вот ты ненормальная!» – отругала меня Хэлен, когда я, абсолютно довольная, уселась обратно на багажник.
«На дне желтого тюльпана прячется счастье! – ответила я. – Это такая легенда». «Ага, хорошее счастье – попасть под машину», – проворчала она, трогаясь с места. Я прижала цветок к себе и подставила лицо ласковому весеннему ветру.
…А утром следующего дня мой желтый тюльпан раскрылся. Вечером накануне я оставила его в вазочке у окна. Той ночью мне снилась пестрая цветочная река, по которой я плыла на велосипеде (как на катамаране). На берегу стоял тот самый старик. Он улыбался, глядя на меня. Я помахала ему рукой и улыбнулась в ответ. С улыбкой я и проснулась. И увидела, что желтые лепестки, подсвеченные утренним солнцем, разомкнулись, будто цветок тоже улыбался. Я подошла к нему и заглянула внутрь бутона.
Эпилог
Так чем же заканчивается легенда о желтом тюльпане? Однажды к заколдованному цветку подошел ребенок. Он ничего не знал о проклятии колдуна. Малыш посмотрел на тюльпан и рассмеялся чистым безмятежным смехом. И вдруг тот раскрылся перед ребенком. Так счастье вновь вернулось к людям. И больше не покидало их, потому что теперь они познали его тайну.

 

Фотографии взяты с официального сайта парка цветов Кёкенхоф

https://keukenhof.nl 

Мир 2024-04-20 20:38:00