×
A
A
A
Настройки

Джейла Сеидова: «…лишь на тебе лежит полная ответственность за все происходящее на протяжении всего концерта»

Баку, 14 февраля, Татьяна Иванаева, АЗЕРТАДЖ

С конца прошлого года среди многочисленных концертных предложений в Баку набирают популярность концерты при свечах, которые проходят в Зале камерной и органной музыки - их организаторами выступает креативное агентство RED EVENTS. В подобной нетривиальной атмосфере особенно интересно воспринимаются музыкальные произведения, которые исполняются высококлассными музыкантами Mystery Ensemble, собранными в единый коллектив заслуженной артисткой Азербайджана, выпускницей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Джейлой Сеидовой.
Надо сказать, что Mystery Ensemble - это мировой музыкальный проект RED EVENTS, собирающий в отдельный коллектив ведущих музыкантов тех стран, которые становятся его частью. Mystery Ensemble Азербайджана уже представили бакинцам и гостям города оригинальные программы, собранные из саундтреков «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Пиратов Карибского моря», «Игры престолов», «Ведьмака», «Снов Миядзаки». А под Новый год подарили встречу с произведениями П.И. Чайковского. И каждый концерт сопровождался аншлагом, а восторженные слушатели осыпали музыкантов восхищением, благодаря продолжительными аплодисментами.
Что, впрочем, не удивляет, потому что «ведется» наш Mystery Ensemble скрипкой Джейлы Сеидовой, чье мастерское владение инструментом подтверждается, стоит только упомянуть, что с 2017 года она работает в Государственной академической азербайджанской филармонии на должности «Первая скрипка в Государственном квартете».
- Что для вас «первая скрипка»?
- Это - ответственность! Это - сила! Это то, на кого опираются музыканты. Оттого с каким настроением приходит «первая скрипка», буквально через минуту оно передается другим музыкантам. Ведь они видят и чувствуют эту тонкость. Потому и сама стараюсь выходить к коллегам только с положительными эмоциями. Понятно, что жизнь вносит свои коррективы и быть в позитивном настрое порой сложно в силу каких-то определенных обстоятельств. Например, зимой музыка Чайковского, можно сказать, уже непреложно традиционна. Произведения этого композитора должны быть «обыграны». Очень сложно выносить ее в свежем звучании. Это такая музыка, которую чем чаще ты исполняешь и выносишь на публику, тем лучше и лучше она получается. Так вот на одну из последних перед серией концертов в Кирхе в рамках сотрудничества с RED EVENTS репетиций, я пришла эмоционально взвитой, на что наша пианистка через короткое время заметила, что и у нее настроение стало подобно моему. В такие моменты ты еще ярче понимаешь ответственность перед остальными. Вот и тогда саму себя призвала собраться, потому что я как ведущий исполнитель в данный момент являюсь камертоном всего, ради чего мы собираемся. «Первая скрипка» - это прийти раньше всех, настроится, разыграться, быть готовой и не допустить ни единой ошибки. Ведь в нашем коллективе я и концертмейстер, в том числе. И попустительство самой себе, может дать сигнал другим музыкантам для личного послабления. Только собственный пример подстегивает твоих коллег соответствовать заданной «тональности поведения». В случае нашего ансамбля, надо принимать во внимание, что мы работаем без дирижера. Потому что его присутствие - это помощь и ответственность делится пополам. В противном случае, лишь на тебе лежит полная ответственность за все происходящее, особо на протяжении всего концерта. В пример приведу концерт саундтреков из «Гарри Поттера», когда на сцене филармонии было десять музыкантов, после которого я получила множество высоких оценок от друзей-дирижеров, отметивших что мы играли не только в одном ритме, но и дышали в унисон. Помню собственные опасения - справимся ли без дирижера, ведь музыканты полностью мне доверились. Ведь их опора в малейшем нюансе во взгляде на первую скрипку. Так что моя скрипка была не только музыкальным инструментом, но выполняла еще и функцию дирижерской палочки. Потому и была установка, что в случае, когда вступает не скрипка, первый пустой такт даю я, далее взгляд в ноты, после вновь на меня. Вот такая последовательность… Если можно так сказать, жесткий контакт глазами, сопровождающийся взмахом смычков и неизменными улыбками.
- К слову тогда, всегда ли есть необходимость присутствия дирижера?
- Нет. Квинтет вполне обходится без него. Но в настоящем есть современные произведения, когда помощь дирижера просто обязательна. Потому что через определенное количество тактов нужно поймать звук, но при этом надо знать партию, предположим, рояля. А дирижер уже смотрит в расписанную на все партии партитуру, успевая «разрулить» любые фантазии композитора. Ведь в современной музыке авторы более «раскованы», чем композиторы прошлого.
- Вы диктатор как ведущий музыкант?
- Кажется, диктатор я с детства. Это уже было понятно, когда я вышла в составе Детского камерного оркестра. В семь лет меня привели в детскую филармонию при Теймуре Геокчаеве. Я начинала в нем как все маленькие скрипачи… Так вот групп было три, и я была самой маленькой. Ребята в их составах были старше и крупнее. Так что начинала я свой путь с позиции самой последней скрипки. Но мое желание и стремление быть первой настолько превалировало, что буквально через небольшой промежуток времени, я уже была концертмейстером вторых скрипок. До сих пор перед глазами картина, как три мальчика из моей группы возвышаются надо мной на три головы. Так что быть первой - это с рождения. Диктаторство, помноженное на упорство. Не банальный каприз, а когда стараешься и работаешь. Доказывая не своим поведением, а своей игрой, отношением к музыке. В нашей профессии, мне кажется иначе нет другого способа. Здесь нет места словам и эмоциональности. Только достойное исполнение и труд. Так вот доказав свое право вести свою группу, не взирая на возраст и рост, с тех пор и продолжаю «диктаторскую» деятельность, не видя себя более на вторых позициях. Как тогда пошло, так по сей день и стараюсь держать позицию…
- Вы задаете определенный тренд на вывод саундтреков для публики в самостоятельные произведения. На что ориентируетесь при этом?
- В Азербайджане этот тренд только набирает обороты, и я так рада этому! Потому что этого мне лично не хватало. Я так хотела играть эту музыку! Так что программа саундтреков, которую поддержал RED EVENTS вызвала восторг. В своих поездках сама часто бывала на концертах с подобной программой и размышляла почему у нас нет таких программ. Есть огромное количество людей, у которых условные Бетховен, Бах, Чайковский не вызывают интереса. Да, есть определенная публика на эти концерты. Но более широкому слушателю нужно что-то, что они смотрели и слышали. Так, когда это стало вырисовываться в реальность, я была несказанно рада. Со сцены я вижу в зале публику, которая никогда раньше не присутствовала на наших концертах. Интеллигентные и приятные люди, после концерта всегда подходящие со словами благодарности и просьбами сфотографироваться. Меня воодушевляют их вопросы о датах следующих концертов и возможности попасть на них. В этот момент душа радуется от мысли, что наконец-то люди вовлекаются в музыку. Формат саундтреков востребован и когда я выхожу на сцену и вижу полный зал, для меня как для музыканта, прежде всего, это такой кайф! Я люблю играть при аншлагах, потому что это такая невероятная энергетика! Потому что люди пришли, уделив время тобою предложенному вечеру, а значит от тебя зависит случится ли подарить им праздник.
- Можно ли говорить о том, что Mystery Ensemble в какой-то форме есть новаторский подход к представлению музыки на публику?
- Много раз приходилось слышать, что для публики действительно непривычно отсутствие объявления музыкальных произведений. Так ведь таким образом будет нарушена та самая «мистерия» звучания и данное решение совершенно осознанное, чтобы не потерять эмоциональную волну. В конце концов, в электронных анонсах программа представлена. Но приведу пример из собственных наблюдений: зрители, пришедшие на концерт Миядзаки, знали его абсолютно всего. Дети, сидящие в зале, по свидетельствам из зала сами называли откуда то или иное произведение. Отдельная радость, что концерты Mystery Ensemble & RED EVENTS собирают разновозрастную аудиторию, что тоже своеобразное новаторство. Значит, наш подход имеет правильное направление.
- Проекты, что были представлены в конце 2023 года и в январе-феврале 2024-го, в некоей степени возрождают дух салонных концертов. Такой выбор атмосферы дань исполняемой музыке или движение души?
- Не могу сказать, что таковое было сознательно. Формат, предложенный организаторами концертов сам по себе интересен - при свечах… да еще и в сочетании с музыкальными произведениями… в замечательном зале… Ну как душа не проявится при таких слагаемых? А когда еще и зрительский отклик заполняет пространство, то возможно и возникает подобная аналогия. Почему бы и нет?
- Какую роль играет сторона организатора концерта? Есть ли какие-то нюансы, что делают сотрудничество с конкретной компанией наиболее эффективным?
- С организаторами Mystery Ensemble сработались великолепно. Взаимодействие и умение слышать музыкантов, создавать для них условия - прямой успех концерта. Сама история, как Mystery Ensemble вошли в фокус внимания RED EVENTS отдельная «песня». В сентябре на одном из концертов в Кирхе мы и познакомились с представителями компании. Дальнейшая встреча случилась уже в Лондоне, прошедшая настолько продуктивно, что вылилось в сотрудничество на постоянной основе. Тем более, мне дали свободу действий, что сделало предложение еще привлекательней. А понимание организаторами твоих потребностей с полуслова для музыканта, как и для любой творческой личности несказанно важно. Ведь часто мы даем по два концерта за вечер, и то, как организовывается время между ними, с максимальной заботой… мы тронуты… Такое сотрудничество и дает те самые концертные «плоды», собирающие аншлаги, отчего и музыканты заряжаются энергией и желанием творить.

 

 

Культура 2024-02-14 12:36:00