×
A
A
A
Настройки

Путь Диогу Жоты на самый верх

Баку, 25 ноября, АЗЕРТАДЖ

Если поговорить с любым человеком, знакомым с Диогу Жотой (особенно – в Португалии), все они подтвердят, что он всегда себя недооценивал. Он всегда в себя верил, но никогда не относил себя к элите.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на Газета.ру, «У Диогу есть комплексы, и от него требуют большего, чем от игроков с большим талантом. Впрочем, у нас, в Порту, таких немного» – говорит старый друг футболиста.
И правда, ему есть, что рассказать: его путь начался в скромнейшем клубе Португалии, после чего последовал необъяснимый отказ «Атлетико». Сейчас он – в составе чемпиона Англии. И все это – за какие-то четыре года.
«То, чего он добивается, без амбиций невозможно, – считает Жорже Симау, один из первых его тренеров в «Пасуш де Феррейре». – Когда он перешел в «Порту» (аренда в 2016), я дал интервью португальскому вебсайту, в котором назвал его преемником Криштиану Роналду. Громкое заявление, конечно – Жота играл за «Пасуш» и не потянул «Атлетико» все-таки. Но когда он перешел в «Ливерпуль», я прислал ему СМС с поздравлением. Он ответил сразу же – ссылкой на ту старую статью о нем и Роналду. Удивительно, он не забыл!»
Стоило Жоте появиться в «Ливерпуле», как он начал вытворять чудеса. Это клуб для него: в свое время здешняя легенда Стивен Джеррард тоже пережил многие трудности, прежде, чем смог стать незаменимым игроком основы. Джеррарду кто только не отказывал, но он взял весь этот негативный груз и стал только сильнее. Он отказывался верить злым языкам и отчаянно старался доказать, что достоин большего.
В случае Жоты его не замечали в родном «Порту», и уже подростком он перешел в соседний «Пасуш». До сих пор сложно сказать, как так получилось, что клуб, известный своими воспитанниками, не увидел и не взрастил такого одаренного игрока. Но так уж получилось, что отказ только добавил мотивации юноше, отчаянно хотевшему доказать неправоту тренеров.
В «Пасуш де Феррейре» у Жоты был одноклубник по имени Пеле. Ему было 24, и он уже многое повидал на своем веку. И новый товарищ его сразу впечатлил.
Жоте недавно исполнилось 19 лет, когда «Пасуш» принял участие в игре Кубка Лиги против «Спортинга». Победить никто и не надеялся – «Спортинг» метил в чемпионы, и трибуны «Жозе Алваладе» не были настроены приветливо.
«Он был молод, но психологически он уже возмужал, – говорит Пеле. – Помню ту игру на «Алваладе» и перерыв, 1:1. Он зашел в раздевалку и спросил всех нас: «Ребята, вы хотите или не хотите выиграть?» Я, Бруну Морейра (28-летний центрфорвард) переглянулись. О чем он вообще? «Пасуйте мне мяч чаще!» Я был удивлен: 19 лет, а уже такие речи толкает…»
К тому моменту в активе Жоты был всего 21 матч на взрослом уровне, но это не мешало ему делать требования к своим более опытным товарищам. Когда закончился сезон, в котором «Пасуш» чуть не пробился в еврокубки, Жота забил 12 голов. Один из них помог переиграть «Порту» с минимальным преимуществом.
Несмотря на статус основного, он продолжал жить в клубном общежитии с детьми из академии. Пеле это смешило – особенно учитывая, что у футболиста даже девушка была – Рут Кардозу. Неужто он не хотел провести время наедине с ней? И неужто он не хотел сесть в машину и навестить родных в Порту? Но Жота никуда не рвался – вместо этого он рубился в FIFA на PlayStation с детишками.
По славам Пеле, когда он не играл, он был спокоен и расслаблен. «Он все в PlayStation играл». Но когда дело касалось футбола, Жота был «очень целеустремлен. Он знал, чего хотел. Он помогал голами и просто своей игрой. Помню, искренне верил, что ему надо в команду топ-уровня».
Диогу всегда жил неподалеку от стадиона «Порту», но клуб всегда казался ему очень далеким. Тогда он играл за молодежный «Гондомар», и никогда не поднимался выше второго дивизиона. Он выступал на искусственной траве и считал своим кумиром Пабло Аймара из «Бенфики». Тренер молодежки Рубен Карвалью в интервью газете A Bola отмечал, что «тот любил тренироваться и всегда работать по максимуму».
В детстве, чтобы отличаться от других игроков с именем Диогу, он требовал, чтобы на футболке было написано «Diogo J». Сейчас, в «Ливерпуле», он до сих пор так подписывается. Его полное имя – Диогу Жозе Тейшейра да Силва. Буква «J» в португальском называется «жота», и так на свет и появилось его прозвище.
Из «Гондомара» он ушел в 17-летнем возрасте. Тогда он забил 39 голов за 37 матчей – лучший результат в чемпионате. Бывало, что в субботу он выходил в составе команды до 17, а в воскресенье – до 19. Так он и отмечался несколькими хет-триками за один уик-энд.
Историю подтверждает тренер Жозе Карлос Магальяйнш. «Мы играли против «Кандала». На вторую игру он не вышел с первых минут, потому что не успел восстановиться. Но во втором тайме он появился на поле и забил три мяча».
Сейчас «Гондомар», чья академия носит имя Жоты, годится своим воспитанником, однако сам футболист хотел уйти как можно быстрее – его разочаровывало, что он не попадал во взрослый состав. Пару раз он тренировался со «Спортингом» из Браги, но на этом и все. На него приходили смотреть скауты «Бенфики» и «Порту», но это тоже ни к чему не привело. Главным фанатом нападающего был Жилберту Андраде, координатор молодежи в «Пасуше». Он убедил клубного президента подписать юношу.
Впрочем, в новом клубе просто не было: в первые недели он был так плох, что его даже думали отпустить. «Он привык быть звездой и тренироваться менее усердно, чтобы оставались силы на два матча в выходные. Пришлось привыкать к более серьезной команде».
Зато когда состоялся его дебют в Кубке Португалии, Жота сразу стал самым молодым автором гола в истории команды – и это вдобавок к его двум результативным передачам. В своем первом сезоне он отметился четырьмя мячами за 12 игр. Этого хватило, чтобы ему предложили четырехлетний контракт – огромная редкость для клуба, который редко дает соглашения дольше, чем на два года.
Впрочем, Жота не скрывал тогда своих амбиций: «У меня контракт до 2019, но я не буду врать: я не планирую оставаться тут надолго. Уверен, что этот (2015/16) сезон поможет мне выйти на новый уровень».
В то время он еще толком не знал, на какой позиции будет играть. Он играл и слева полузащиты, и нападающим, и на позиции фальшивой девятки – его предпочтительная позиция. Под руководством будущего тренера донецкого «Шахтера» и «Ромы» Паулу Фонсеки Жота выступал в качестве второго нападающего, но стоило прийти Симау, как он переместился ближе к флангу. «Считаю ли я себя вингером? Технически, я вингер, но на поле всё не так. Я люблю перемещаться в центр и активно принимать участие в матче. Я такой особенный бровочник, назовем это так…»
Симау, уже работавший с «Брагой» и «Боавиштой», стал тренировать «Пасуш» в 2015 году. По его признаниям, он мало что знал о своим новом подопечном. Но вскоре Жота сумел его впечатлить. Он боялся, что амбициозный игрок не сможет демонстрировать хорошую игру в случае, если его скромной команде придется бороться за выживание, но опасения не подтвердились: «Он поразил всю Португалию. Он доказал, что стоит всех похвал. Он всегда стремился стать лучше».
Жота прекрасно понимал свои сильные и слабые стороны, и самостоятельно работал над тем, чтобы стать как можно сильнее.
«Помню, как изучал наши тренировки и увидел, что он использует только левую ногу. Я его об этом не просил. Почему так? Думаю, он сам понимал, какие его аспекты нуждались в улучшении. Он хотел делать лучшие пасы, лучше пробивать. Он всё делал сам для себя».
В «Гондомаре» Жоту называли «диким», но Симау не согласен: «Как раз наоборот. Он очень дисциплинирован. Он всегда прислушивался ко мне. С ним было легко».
Когда Жота перешел в «Порту» на правах аренды из «Атлетико», Симау уже работал с другим клубом. Он считает, что у португальца было мало шансов показать себя.
«Он – не выходец академии. У него не было репутации. Он пришел с самых низов. Он играл за маленькие клубы и сражался, чтобы заявить о себе».
Когда Жота оказался в «Атлетико» в 2016 году, он был еще совсем юн. Первым делом в Испании он признался, что больше всего восхищался своим новым одноклубником Антуаном Гризманом. «Мне нравится наблюдать за его игрой. Думаю, я могу играть так же. Физически, мы одинаковы».
Но тренер Диего Симеоне думал иначе. В его команде Жота не отыграл ни единой минуты, и почти сразу отправился сначала в «Порту», а затем – в «Вулверхэмптон Уондерерс».
Почему так? Источники утверждают, что в «Атлетико» важно только одно – что думает Симеоне. А аргентинец попросту не верил, что неопытный Жота потянет требования взрослой команды, тем более что сам он не был заинтересован в игроке «Пасуша» – его подписал генеральный директор Мигель Анхель Хиль с подачи Gestifute, агентства Жорже Мендеша.
Несмотря на то, что в Португалию наведывались скауты «Арсенала» и «Вест Хэма», сам Жота хотел перейти именно в стан «матрасников» – ему нравился стиль клуба. «То, как «Атлетико» сделал мне предложение, было солидно. По деньгам было так же, как и везде. Но мне нравилось, как держался владелец».
Но несмотря на голословную поддержку клуба и спортивного директора Хосе Луиса Переса Каминеро, шансов просто не было. И не важно, сколько раз игрок заявлял о готовности привыкнуть к методам Симеоне.
Привыкать нужно было быстро – и не только к методам Симеоне, но и его тренера по фитнессу Оскару Ортеге по прозвищу «Профессор». Именно уругваец, много работавший с аргентинскими клубами, был в ответе за первую тренировку новобранца. «Игроки «Атлетико» должны справляться с требованиями Симеоне и Ортеги в первые недели предсезонки. Иначе – никаких шансов в основе» – рассказывает агент, не раз продававший игроков испанцам.
И Жота вроде бы был неплох; тогда компанию ему составлял Бернард Менса – ганский полузащитник, которого якобы стошнило от уровня нагрузок на одной из тренировок. Как и Жота, он перешел из португальского клуба, «Витории Гимарайнш», где он тоже нашёл поддержку Мендеша и Gestifute. Когда ганец все-таки покинул «Атлетико» в 2019 и перешел в «Кайсериспор», на его счету красовался ноль матчей в составе «матрасников».
Жота был далеко не единственным тогда, кого отправили восвояси. Менса отправился в Турцию, и за ним последовали многие другие: Аксель Вернер («Бока Хуниорс»), Тео Эрнандес («Алавес»), Оливер Торрес («Порту»), Амат Ндиайе («Тенерифе»), Лусиано Вьетто, Матиас Краневиттер («Севилья»), Рафаэль Сантос Борре («Вильярреал»), Хавьер Манкильо («Сандерленд»), Эмилиано Веласкес («Брага»), Эктор Эрнандес («Альбасете») и Гильерме Сикейра («Валенсия»).
Сразу хочется задать вопрос, почему в «Атлетико» так сложно? Есть мнение, что испанцы подписывают огромное число молодых игроков, не представляя даже, что с ними делать. Один источник уверяет, что «Атлетико» и Мендеш в «примерно равной степени» выиграли от сотрудничества. Жоту же якобы подписали без особых надежд на то, что он окажется в первом составе, хотя в его перспективах никто не сомневался.
Так и получилось, что карьера в «Атлетико» состояла из четырех игр предсезонки. В итоге «Атлетико» получит за нападающего 4 млн евро – неплохо, учитывая, что он вообще не играл.
«Волки» впервые заинтересовались в Жоте тогда же, когда он перешел в «Атлетико». Новые владельцы тогда сработались с Мендешем и были только рады приглашать к себе португальцев. Когда же стало ясно, что будущего в «Атлетико» нет, Жоту подписали на правах аренды – для того, чтобы не нарушить правила финансового фэйр-плей.
Для английского клуба Жота казался идеальным нападающим, который сразу вольется в систему 3-4-3.
В Англии новичок сразу освоился, благо тут было более чем достаточно португалоговорящих коллег. Особо он сдружился с Рубеном Невишем.
Несмотря на южное воспитание, Жота был более чем готов к суровому Чемпионшипу. Да, пришлось привыкать – какое-то время он то и дело жаловался рефери на суровых британских мужиков, – но вскоре он понял, что пенять можно только на себя.
Когда «Вулверхэмптон» праздновал чемпионство, Жота мог похвастаться 17 голами. Все были уверены, что он продолжит так же играть и в АПЛ, но за 13 игр португалец не забил ни одного. Это был удар по нервам, но тренер Нуну верил в подопечного, который перебрался на любимую центральную позицию и начал забивать. Вскоре он уже отмечал свой десятый гол и седьмой ассист. Дуэт с Раулем Хименесом смотрелся по-настоящему грозно.
Несмотря на выдающуюся игру, тип характера Жоты не располагал к нему журналистов. Те не прекращая щебетали о скором повышении Хименеса, Невиша или Адама Траоре. О том, что Жота куда-то уйдет, даже не думали. Впрочем, он и правда был счастлив на «Молинью». Здесь был его дом. А когда он не играл в футбол, он… играл в футбол. Виртуальный: его одержимость видеоиграми никуда не делась, и Жота продолжал штамповать победы в FIFA и Football Manager.
В последней он предпочитал брать на себя управление скромными клубами вроде соседнего «Телфорда Юнайтед» или «Гондомара» и доводить их до финалов еврокубков.
Что интересно, его любовь к играм (он зачастую играл на ноутбуке, пока рядом уже вовсю спала девушка) помогла ему в реальном мире. «В FIFA можно научиться тактикам. Да, играть классно, но здесь можно экспериментировать. В первом тайме присматриваешься к сопернику, а во втором пытаешься найти способ его остановить».
«А Football Manager позволяет лучше осознавать обязанности главного тренера. Сразу видно, с чем ему приходится работать. Например, можно самому отвечать на каждое решение, или скинуть на помощника скучные задачи».
Как бы то ни было, на футбольном поле Жота оставался самим собой, хоть в АПЛ ему и было сложнее забивать. Иногда он отмечался в каждой игре, а иногда брал паузу. В 2020 году все – и он, и тренер – пришли к выводу, что португалец отдал «волкам» все и ничто его больше здесь не держало. Он достиг своего потолка, а ответить отказом на предложенные «Ливерпулем» 45 млн фунтов было бы просто глупо.
В новой команде, которая следила за успехами Жоты с 2016 года, тот сразу почувствовал себя своим – семь мячей за 11 игр не дадут соврать. Долгое время казалось, что гегемония Мане, Салаха и Фирмино нерушима, но теперь в этом уже не уверен никто.

Спорт 2020-11-25 18:39:00